Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО-ФАНТАЗЁРЫ»

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ...............................................................................3
1.3 Ожидаемые результаты ................................................................................6
1.3. Формы контроля и методы оценки ............................................................6
1.4. Формы подведения итогов реализации Программы…………………….7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура программы ...............................................................................7
2.2. Этапы работы с конструктором ...............................................................8
2.3. Учебный план …………………………..……………………………......9
2.4. Перспективный план …………….....…..……………………………......9
2.5. Приемы работы с конструктором: .........................................................19
2.6. Методы и формы работы с детьми ........................................................19
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровый состав……………………………………………………….20
3.2. Материально-техническое обеспечение …………………………… 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Схемы плоскостных фигур) ...................................................22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Образцы объемных ТИКО-фигур) .........................................25
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Образцы плоскостных ТИКО-поделок) ................................28
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Задания для замещения геометрических фигур) ..................29
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Диктанты для ТИКО-конструирования) ...............................32
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (Контурные схемы ТИКО-поделок) .......................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (Логические задачи) .................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (Способы сборки объемных ТИКО-фигур) ...........................43
Список литературы ……………………………………………………….…….…46

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ТИКО-фантазёры» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
•
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
•
Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области (приложение № 1 к приказу ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г. №
136-Д);
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
•
Уставом МБДОУ «Детский сад № 35».
Отличительной особенностью Программы заключается в развитии у
детей образного мышления и пространственного воображения, которое даст
возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздать образ в трехмерном пространстве. Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут
тренировать глазомер. Научатся видеть в объемных сложных объектах более
простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание,
устойчивость и др. В основе разработки программы лежит программа дополнительного образования Логиновой М.В. «ТИКО-мастера».
Программа «ТИКО-фантазёры» имеет техническую направленность,
позволяющая развивать конструкторские способности обучающихся. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на
обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логи3

ческих заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с
другом.
Актуальность программы заключается в том, что изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед дополнительным
образованием новые задачи. Высокотехнологичные, роботизированные производства, выпускающие точную и сложную технику, требуют высококвалифицированных работников технических специальностей. В настоящий момент страна испытывает дефицит молодых и талантливых инженерных кадров. Программа «ТИКО-фантазёры» - это первая ступенька для освоения
универсальных логических действий и развития навыков моделирования и
конструирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в
школе.
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у
детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Наименование
программы
Цель:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО-фантазёры»
Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования, обеспечивающей создание
ситуации успеха для дошкольников.

Задачи:

1. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское научно-техническое
творчество.
2. Учить видеть конструкцию объекта, анализироватьеё основные части, их функциональное назначение.
3. Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Конструктивно-модельная деятельность

Вид деятельности

4

Направленность

Техническая

Уровень
сложности
Место реализации
программы

Стартовый

Свердловская область, Режевской район, село Останино, ул. Есенина д.2, к. Б. Помещение подготовительной
к школе группы.
Возрастная категория Дети дошкольного возраста 6-7 лет
обучающихся
Перспективный план
Методическое
Схемы плоскостных фигур (Приложение 1)
сопровождение
Образцы объёмных ТИКО – фигур (Приложение 2)
Образцы плоскостных ТИКО-поделок (Приложение 3)
Задания на замещение геометрических фигур (Приложение 4)
Диктанты для ТИКО-конструирования (Приложение 5)
Контурные схемы ТИКО-поделок (Приложение 6)
Логические задачи (Приложение 7)
Способы сборки объёмных ТИКО-фигур (Приложение
№ 8)
Нормативный срок 1 год (30 недель)
освоения программы Программа реализуется со второй недели сентября до
третьей недели мая
Режим занятий, про- 1 раз в неделю по 30 минут
должительность каждого занятия
Форма обучения
Очная
Сведения о педагоги- Воронова Екатерина Юрьевна,
ческих работниках,
1 квалификационная категория
реализующих
программу
Формирование интереса к детскому конструироваПланируемые
нию;
результаты
Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста;
Накопление положительного опыта взаимодействия
семьи и педагогов ДОУ;

5

Перспектива
дальнейшего
развития

Итоговоотчетные
мероприятия
Минимальное и максимальное число детей, обучающихся в
одной групп

В перспективе планируется продолжать внедрять и
совершенствовать систему работы по программе, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Продолжать знакомить детей с разновидностями конструкторов ТИКО, развивать взаимодействие с социальными
партнёрами. Продолжать работу по самообразованию,
делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в
различных конкурсах и выставках.
Выставка творческих работ детей из различных ТИКО- конструкторов «Юный ТИКО-фантазёр».
6-10 человек

1.2. Ожидаемые результаты
Дети способны:
- различать и называть фигуры;
- конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространственных понятиях;
- конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
- воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
- создавать коллективные сюжетные композиции;
- взаимодействовать в парах и подгруппах при воплощении конструктивного
замысла.
1.3. Формы контроля и методы оценки
1. Педагогическое наблюдение за:
- проявлением устойчивости интереса детей к конструктору;
- умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;
- умением детей самостоятельно решать учебную задачу, доводить дело до
конца;
6

- умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания.
2. Диагностические задания, выявляющие уровень сформированности конструктивных умений детей.
1.4. Формы подведения итогов реализации Программы
Формы подведения итогов реализации Программы
является оценка уровня выполнения контрольных заданий в конце обучения. На каждом занятии осуществляется текущий контрольный - анализ
конструкторских умений. Показ открытых занятий, выставки работ также
является формой подведения итогов реализации Программы. Диагностика,
проводимая в конце каждого года обучения в виде педагогического наблюдения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Структура программы

Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и
«Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.
Задачи:
- Развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и
по словесной инструкции.
- Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а
также находить многоугольники по заданным свойствам.
- Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.
- Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
- Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.
- Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные
орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме).
7

- Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских
фигур.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку
необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии,
рисунки.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование
многогранников и объемных тематических конструкций.
Задачи:
- Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из
объектнопредметной среды окружающего мира.
- Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по
образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.
- Развитие умения делить многогранник на составные части и называть
их (ребра, вершины, углы, основания).
- Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник,
основанием которого является шестиугольник).
- Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.
- Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с
другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.
- Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.
- Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.
2.2.

Этапы работы с конструктором

Каждый модуль реализуется в несколько этапов
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит
от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования – по образцу, по схеме
8

На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», «Угощение».
2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в подгруппах, где
дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку
индивидуальных работ.
3 этап. Коллективное сюжетное конструирование. На этом этапе детям
предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую
сюжетную линию по типу метода детских проектов.
2.3. Учебный план на 2022-2023 ученый год
Образовательная
Виды
Распределение объема нагрузки
область
деятельности
ХудожественноКонструктивнонеделя
месяц
год
эстетическое
модельная
развитие
Познавательноисследовательская
Коммуникативная
Продолжительность
образовательной дея30 минут
1
4
30*
тельности
*Программа реализуется со второй недели сентября до третьей недели мая
Перспективный план
заЗадачи
нятия
1. Совершенствовать умение
«Встреча
соединять ТИКО-детали.
с зайчонком
2. Совершенствовать умение
ТИКО»
Индивидуальная конструировать ТИКО - фиработа
гуры по схеме.
3. Познакомить с многоугольниками.

Сентябрь
2 неделя

2.4.
Тема

Материал

Конструктор, Схемы дорожек на каждого ребёнка.
Схема «Зайца»
(приложение 1
схема № 1)

9

Сентябрь 3 неделя

«Правила
безопасного
поведения
на дорогах»
Индивидуальная
работа

Октябрь
1 неделя

«Угощенье для
зайчика»
Работа в парах

Октябрь
2 неделя

«Прогулка в
осенний
лес»
Работа
в парах

1. Совершенствовать умение
соединять ТИКО-детали.
2. Совершенствовать умение
конструировать ТИКОфигуры по образцу
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
4. Познакомить детей с объёмными ТИКО фигурами
5. Формировать умение создавать фигуры путем замещения.

Конструктор
Образец пешеходного перехода.
(приложение 3 схема №1)
Образец плоскостной фигуры «Машины» (приложение 1 схема №
33,34,35).
Образец объёмной фигуры
«Дом» (приложение 2
схема №1)
Схемы за замещение фигур - (Приложение 4)
1. Продолжать работу по
Конструктор,
умению соединять ТИКОСхемы зайца и морковки
детали.
(приложение 1 схема №
2. Продолжать конструиро- 36, 2)
вать ТИКО - фигуры по
Образец объёмной ТИКО
схеме.
фигуры (яблоко) (Прило3. Совершенствовать умение жение 2 схема №3)
конструировать объёмные
Схемы за замещение фиТИКО фигуры.
гур - (Приложение 4)
4. Формировать умение
создавать фигуры путем
замещения.
1. Совершенствовать умение Конструктор,
соединять ТИКО-детали,
Объемные фигуры
конструировать объёмные
(Приложение 2 схема №
ТИКО фигуры.
5, 6, 9,10)
2. Формировать умение
Слуховой диктант
выполнять слуховой дик(Приложение 5 схема №1)
тант ТИКО моделирование
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

10

Октябрь 3 неделя
Октябрь 4 неделя

1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали.
«Как
Белочка с друзь- 2. Закреплять умение
ями готовится конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по обк зиме»
разцу.
Коллективная ра- 3. Конструировать объёмбота
ные ТИКО фигуры по образцу.
4. Развивать игровое общение детей в процессе созданию коллективной работы.
5. Формировать умение
создавать фигуры путем
замещения
1. Совершенствовать умение
«Приключение конструировать ТИКО фигуры по схеме.
волка»
2. Формировать умение деИндивидуальная кодировать информацию
работа
путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме
фигуры (дети конструируют
фигуру по схеме, а затем
раскрашивают схему)
3. Формировать коммуникативные навыки в процессе
работы с ТИКО- фигурами.

Конструктор,
Образцы плоскостных
ТИКО фигур (белочка,
медведь, ёжик, зайчик,
лиса, волк) - (Приложение 3 - схема № 2, № 3,
№ 4, № 5, № 6, № 7)
Образцы объёмных ТИКО фигур (грибов, деревьев) - (Приложение 2
схема № 7, 8)
Схемы за замещение фигур - (Приложение 4)
Конструктор,
Цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Схемы плоскостных ТИКО фигур (Волк и собака)
- (Приложение 1 схема №
22)
Схемы для раскрашивания - (Приложение 7 схема № 2)

11

Ноябрь 4 неделя

Ноябрь 3 неделя

Ноябрь 2 неделя

«Земля наш дом
родной»
Индивидуальная
работа

«Моя Родина
Россия»
Индивидуальная
работа

«Прогулка кота
Тимофея на
автомобиле
по городу Реж»
Парная работа
или
взаимопроверка

1. Совершенствовать умение
создавать объемные фигуры
по схеме;
2. Формировать умение декодировать информацию
путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме
фигуры (дети конструируют
фигуру по схеме, а затем
раскрашивают схему)
3. Формировать коммуникативные навыки в процессе
работы с ТИКО- фигурами
4. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
1. Совершенствовать умение
конструировать объёмные
ТИКО – фигуры по образцу.
2. Формировать умение выполнять слуховой диктант
ТИКО моделирование
3. Закреплять представления о геометрических фигурах.

Конструктор,
Цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Технологическая карта на
каждого ребёнка (шар) (Приложение 8 схема №
4)
Схема для раскрашивания
(человек) - (Приложение
7 схема № 11)
Схемы за замещение фигур - (Приложение 4)

1. Формировать умение выполнять слуховой диктант
ТИКО моделирование
2. Совершенствовать умение
создавать объёмные ТИКО
фигуры по схеме
3. Закреплять умение различать многоугольники.
4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКОфигур.

Конструктор,
Слуховой диктант - (Приложение 5 схема № 2)
Технологическая карта на
каждого ребёнка (автомобиль) - (Приложение 8
схема № 2)

Конструктор,
Образец объёмной фигуры (Кремль и Софийский
собор) - (Приложение 2
схема № 4)
Слуховой диктант (Приложение 5 схема № 8)

12

1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант
ТИКО моделирование
Индивидуальная 2. Закреплять умение декои коллективная дировать информацию пуработа
тем раскрашивания деталей,
имеющихся на схеме фигуры
3. Совершенствовать умение
конструировать объёмные
ТИКО – фигуры по образцу.
4. Совершенствовать коммуникативные навыки в
процессе создания коллективной работы.
1. Формировать умение конструировать по контурным
«Приключение схемам
2. Совершенствовать умение
зайчонка
конструировать плоскостТИКО
в зимнем лесу» ные ТИКО фигуры по схеме
и объёмные фигуры по обКоллективная ра- разцу.
бота
3. Закреплять умение находить и называть заданные
многоугольники.
4. Совершенствовать умение
взаимодействовать в процессе создания коллективной работы.
1. Совершенствовать умение
конструировать объёмные
«Уборка снега ТИКО-фигуры.
2. Закреплять умение конна дорогах»
струировать ТИКО-фигуры
Индивидуаль- по слуховому диктанту
ная работа, взаи- 3. Формировать умение
мопроверка
сравнивать геометрические
фигуры и выделять их свойства.

Декабрь 3 неделя

Декабрь 2 неделя

Декабрь 1 неделя

«Зимние
забавы»

Конструктор,
цветные карандаши на
каждого ребёнка слуховой диктант - (Приложение 5 схема № 6)
Схема для раскрашивания
(снежинка) - (Приложение 7 схема № 10)
Образцы объёмных фигур
(горка, качели) - (Приложение 2 схема № 11, 12,
13, 14).

Конструктор,
цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Контурная схема (волк) (Приложение 6 схема №
10)
Образец объёмных фигур
(деревья) – (Приложение:
2 схема № 8, 9, 10)
Плоскостная схема (птицы) - (Приложение 1 схема № 32)

Конструктор
Образец объёмных фигур
(снегоуборочная машина,
трактор) - (Приложение 2
схема № 16,15)
Слуховой диктант - (Приложение 5 схема № 7)

13

Декабрь 4 неделя
Январь 2 неделя
Январь 3 неделя

1. Закреплять умение работа
«Игрушки для с контурными схемами.
2. Формировать умение соновогодней
здавать объемные ТИКОёлки»
фигуры по собственному
замыслу.
Индивидуальная 3. Продолжать развивать игработа
ровое общение друг с другом с помощью ТИКОфигур.
1. Познакомить детей с приёмом «превращения» плос«Весёлая
костной фигуры в объёмную
ферма»
конструкцию.
Индивидуальная 2. Продолжать конструироработа
вать ТИКО - фигуры по
схеме.
3. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.
1. Закреплять умение работа
«Загадки от зай- с контурными схемами
2. Закреплять умение декочонка
дировать информацию пуТИКО»
(дикие птицы и тем раскрашивания деталей,
животные)
имеющихся на схеме фигуры.
3. Продолжать развивать игКоллективная ра- ровое общение друг с друбота
гом с помощью ТИКОфигур.

Конструктор,
Контурные схемы (конфета, снежинка, снеговик,
звезда) - (Приложение 6
схема № 24, 35, 37, 38).

Конструктор,
Технологическая карта
«Собака» - (Приложение
8 схема № 1)
Схемы плоскостных фигур (лошадь, кот, цыпленок, баран, корова, утка) (Приложение 1 схема №
31, 30, 28, 19, 27).
Конструктор,
цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Контурные схемы (заяц,
медведь, волк, лиса, ёж,
белка) - (Приложение 6
схема № 11, 18, 15, 16)
Схемы для закрашивания
- (Приложение 7 схема №
6)

14

Январь 4 неделя
Февраль 1 неделя
Февраль 2 неделя

1. Закреплять умение работа
«Что перепутал с контурными схемами.
2. Закреплять умение создахудожник»
(дифференциация вать фигуры путем замещедомашние и ди- ния.
кие животные)
3. Закреплять умение декодировать информацию пуИндивидуальная тем раскрашивания деталей,
работа
имеющихся на схеме фигуры.

Конструктор,
цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Схемы плоскостных фигур (дикие и домашние
животные) - (Приложение
1 схема № 3, 7, 12, 17, 19,
23)
Схемы для замещения (Приложение 4)
Схемы для закрашивания
- (Приложение 7 схема №
4)
1. Закреплять умение выКонструктор,
полнять слуховой диктант
Слуховой диктант - (При«Мебель для
ТИКО моделирование.
ложение 5 схема № 4)
медвежонка»
2. Совершенствовать умение Образцы объёмных фигур
Индивидуальная конструировать объёмные
(шкаф, пуфик) - (Прилоработа
ТИКО – фигуры по образцу. жение 2 схемы № 26, 24)
3. Закреплять умение созда- Схемы для замещения вать фигуры путем замеще- (Приложение 4)
ния.
1. Совершенствовать умение Конструктор,
«Мебель для
конструировать объемные
цветные карандаши на
медвежонка»
фигуры.
каждого ребёнка.
Коллективная 2. Закреплять умение созда- Образцы объёмных фигур
работа
вать фигуры путем замеще- (стул, стол, диван, крония.
вать) - (Приложение 2
3. Закреплять умение декосхема № 23, 25, 27, 29)
дировать информацию пуСхемы для замещения тем решения логических за- (Приложение 4)
дач.
Логические задачи 4. Совершенствовать ком(Приложение 7 схема №3)
муникативные умения детей
в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию

15

Февраль 3 неделя
Февраль 4 неделя
Март 2 неделя

1. Формировать умение создавать узоры по образцу
2. Закрепить представление
детей о многоугольниках.
3. Закреплять умение кодировать и декодировать информацию путем решения
логических задач
4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКОфигур.

Конструктор,
цветные карандаши на
каждого ребёнка.
Схема плоскостная: мышонок.
Схемы узоров и орнаментов - (Приложение 3 схемы № 9, 10, 11, 12)
Схемы логических задач (Приложение 7 схема №
13)

«Подарок маме и 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант
папе»
ТИКО моделирование
Индивидуальная 2. Совершенствовать умения
работа
выделять и называть свойства геометрической фигуры.
3. Совершенствовать умение
конструировать по схеме и
по образцу.
4. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения.
1. Развивать способность
Театрализация использовать ТИКО- конструкции в рассказывании
сказки
сказки.
«Коза дереза»
2. Совершенствовать умение
Коллективная ра- конструировать по схеме и
бота
по образцу.
3. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять
обязанности и получать
ожидаемый результат.

Конструктор,
Слуховой диктант - (Приложение 5 схема № 5)
Схемы и образцы ТИКО
фигур (вазы, цветы, корабль, самолет, ракета) (Приложение 1 схема №
37,38,39. 40, 41; Приложение 2 схема № 18, 19,
17, 20, 21, 22)
Схемы для замещения (Приложение 4)

«Ковёр для мышонка»
Индивидуальная
работа

Конструктор
Схемы и образцы фигур к
заданной сказке - (Приложение 2 схема № 31;
Приложение 1 схема №
42, 43, 29, 1).

16

Март 3 неделя
Март 4 неделя
Апрель 1 неделя

1. Закреплять способность
использовать ТИКО- конструкции в рассказывании
сказки.
2. Формировать умение
осуществлять выбор конКоллективная ра- турных схем для конструибота
рования.
3. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять
обязанности и получать
ожидаемый результат.
1. Закреплять способность
Русская
использовать ТИКО- коннародная
струкции в рассказывании
сказка
сказки.
«Бычок –
2. Формировать умение
смоляной
осуществлять выбор конбочок»
турных схем для конструиКоллективная ра- рования.
бота
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
1. Закреплять способность
использовать ТИКО- конРусская
струкции в рассказывании
народная
сказки.
сказка
2. Закреплять умение осу«Маша и
ществлять выбор фигуры и
медведь»
самостоятельно конструироКоллективная ра- вать по образцу и по схеме.
бота
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
Русская
народная
сказка
«Заюшкина
избушка»

Конструктор.
Контурные схемы (Заяц,
волк, медведь, лиса, петух, собака, ёлочки) (Приложение 6 схема №
14, 10, 9, 5, 2, 25, 26).

Конструктор,
Схемы и образцы фигур к
заданной сказке.

Конструктор
Образцы объёмных фигур: ёлочки, домик, пенёк, кузовок – (Приложение 2 схема № 10, 1, 23,
28)
Схемы плоскостных фигур: медведь, Машенька,
дедушка и бабушка (Приложение 1 схема №
11, 43, 42)

17

Апрель 2 неделя

«Весна
пришла»
Взаимопроверка

Май 1 неделя

Апрель 4 неделя

Апрель 3 неделя

«Ракета»
Индивидуальная
работа

1. Совершенствовать умение конструировать по контурным схемам.
2. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач.
3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
1. Закреплять умение создавать объемную фигуру из
плоской, используя прием
«превращения».
2. Совершенствовать способности конструировать
плоскостные ТИКО- конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по
образцу.

Конструктор,
цветные карандаши на
каждого ребёнка Контурная схема (кораблик) –
(Приложение 6 схема №
29)
Схемы логических задач (Приложение 7) Схемы
для замещения – (Приложение 4)
Конструктор,
Технологическая карта:
ракета - (Приложение 8
схема № 9) Схемы плоскостных фигур на выбор.

1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант
ТИКО моделирование.
2. Закреплять умение конструировать плоскостные
ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКОконструкции по образцу.

Конструктор,
Слуховой диктант - (При«Кого встретил
ложение 5 схема № 3)
зайчонок
Схемы плоскостных и
ТИКО в
объёмных фигур на вывесеннем лесу»
бор (дикие животные и
Индивидуальная
птицы) - (Приложение 1
работа
схема № 4, 5, 8, 9, 10, 13,
16; Приложение 2 схема
№ 30).
1. Совершенствовать умение Контурные схемы насекомых.
«Насекомые и осуществлять замысел, работать с контурными схеСхемы плоскостных и
рыбы»
По собственному мами.
объёмных фигур на вызамыслу
2. Продолжать учить конбор.
струировать плоскостные и,
объёмные ТИКОконструкции по собственному замыслу.

18

Май 2 неделя
Май 3 неделя

«День победы»

По замыслу.

2.5.

1. Совершенствовать умение
осуществлять замысел, планировать и получать результат.

Конструктор,
Контурные схемы (военная техника) - (Приложение 6 схема № 27, 28, 31,
32, 33, 34).

1. Развивать творческие
способности через конструирование.
2. Закрепить умение работать с конструктором.

Конструктор.

Приемы работы с конструктором:

- Работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
- Незаконченный образец постройки;
- Создание конструкций по заданным условиям;
- Создание по схеме, по контурной схеме;
- Создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);
- Создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- Устный диктант (графический диктант);
- «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
- «Прием замещения геометрических фигур»;
- Творческое конструирование, создание сюжетных композиций.
2.6. Методы и формы работы с детьми
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:
− в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной)
− в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений
детей:
 как составная часть занятия;
 как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
 при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
− при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;
19

− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения
предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей;
− при проведении мониторинга (диагностики актуального уровня развития
детей в конструктивной деятельности) с целью корректировки педагогических действий при оценке эффективности реализации индивидуального
маршрута развития ребенка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Возраст детей - программа рассчитана на детей 6-7лет.
Срок реализации программы составляет - 1 год (со второй недели сентября –
до третьей недели мая)
Программа предусматривает 1 занятие по 30 минут в неделю во второй половине дня.
3.1. Кадровый состав
Ф.И.О.
педагога
Воронова
Екатерина
Юрьевна
3.2.

Образование

Педагогический
стаж

Квалификационная
категория

высшее

5 лет

1 КК

Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности

Условия реализации
Помещение
Учебное оборудование
Технические средства
Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Наименование
Подготовительная к школе группа
«Буратино»
Учебная мебель
- ноутбук
- телевизор
- наборы конструктора ТИКО
«Фантазёр»
- образцы объёмных ТИКО-фигур
- контурные схемы ТИКО-поделок
- технологические карты
- плоскостные схемы
- схемы для раскрашивания
- Наборы конструктора ТИКО
«Фантазёр»
20

Методический материал

- контурные схемы ТИКО-поделок
- плоскостные схемы
- схемы для раскрашивания
- технологические карты на каждого
ребёнка
- набор цветных карандашей для каждого ребёнка
- Задания на замещение геометрических фигур
- Диктанты для ТИКОконструирования
- Логические задачи

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схемы плоскостных фигур
Дикие животные

22

23

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образцы объёмных ТИКО – фигур

25

26

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образцы плоскостных ТИКО-поделок

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задания на замещение геометрических фигур

29

30

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Диктанты для ТИКО-конструирования

32

33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Контурные схемы ТИКО-поделок
Тема «Домашние животные» (баран, лошадь, овечка, петушок, кот, собака)

34

35

36

37

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Логические задачи

38

39

40

41

42

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Способы сборки объёмных ТИКО-фигур
1 способ: Выберите и сконструируйте плоскостную фигуру (2 шт). Расположите
фигуры параллельно друг другу и соедините их с помощью квадратов или прямоугольников (Пример: сборка автомобиля или пистолета).
2 способ: Сконструируйте плоскостную фигуру (3 шт). Соедините фигуры друг с
другом так, чтобы получилась объёмная фигура (Пример: сборка морковки или
тюльпана).
3 способ: Выберите часть фигуры, с которой удобнее начать сборку (например,
нос корабля), и последовательно прикрепляя к ней детали, соберите всю фигуру.
Неверный способ сборки: собрать все части фигуры отдельно, потом соединить
их друг с другом.
Соединяем детали глянцевой стороной внутрь фигуры, матовой (шершавой) наружу. Делаем наоборот, если в схеме указано – соединяем детали глянцевой
стороной наружу.

43

44

45

Список литературы:
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образовательной робототехники. – М: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.
2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2010.
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду:
Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М,: ТЦ Сфера,
2014
5. Концепция математического образования в Российской Федерации от
24.12.2013 года.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
7. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».