РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФОП ДО (Федеральной образовательной программы)

«Памятка для родителей о внедрении ФОП ДО»

Уважаемые родители, информируем вас о том, что с сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Минпросвещения приказом от 25.11 2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО.

ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех садах с 1 сентября 2023 года. В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.

Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования.

1. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников;

2. создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также

3. создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.

Федеральная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях с 1 сентября 2023 года. В 2023 году Минпросвещения России продолжит организационно-методическое сопровождение реализации федеральной программы.

Что такое ФОП ДО

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) - это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:

●создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;

●обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;

●создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

●воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Таким образом, ФООП призвана реализовать один из пунктов ФГОС - создать единое образовательное пространство в России.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» программа названа как федеральная основная образовательная (ФООП), а в приказе Минпросвещения использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Поэтому можно использовать термины ФООП и ФОП как синонимы.

Особенности ФОП

Детский сад может использовать федеральный документ, чтобы не разрабатывать и не утверждать собственную ООП.

Работать по ФОП нужно с 1 сентября 2023 года. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, необходимо проверить собственную образовательную программу и привести ее в соответствие с федеральной. По своей сути ФОП ДО заменяет собой ООП ДО.

Эти документы на первый взгляд похожи, однако между ними есть отличия, а у федерального норматива - свои особенности. Прежде всего федеральная программа более детализирована. Ее смело можно брать за основу целиком при разработке собственной программы. Главная особенность документа - он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.

Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей разных возрастных групп:

●с рождения до года (младенческий период);

●от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);

●от 3 до 7 лет (дошкольный период).

Согласно программе, для детей от 1 до 2 лет необходимо создавать условия для получения ими навыков поведения в социуме: что можно и нельзя делать, как здороваться и отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д.

Также в ФОП говорится, что у детей от 2 до 3 лет нужно поддерживать желание познакомиться друг с другом. Для этого воспитатели используют приемы поощрения и одобрения.

У детей постарше педагогический работник обогащает представление о добрых поступках людей, о заботе, бережном отношении к животным, растениям; знакомит с соответствующими произведениями искусства.

Еще одна особенность программы - воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Также в документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям.

Федеральная программа должна расширить представления детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России. Воспитательная деятельность должна развивать у детей чувство гордости за достижения страны в различных областях: спорте, искусстве, науке и т.д.

Воспитатели, реализующие ФОП, будут знакомить детей с признаками и характеристиками страны, адаптируя материал под возрастные особенности, Выпускники ДОУ должны усвоить, что Россия - это самая большая страна в мире, уметь показывать ее на глобусе и на карте, знать столицу и иметь знания об административном центре своего региона и о регионе в целом.

Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью, например, если ребенок остался один, потерялся или травмировался.

В программу включены произведения искусства, которые рекомендуют использовать в образовательном процессе дошкольников. Их можно использовать для самостоятельного или совместного просмотра, бесед и обсуждения со взрослыми в зависимости от возраста ребенка.

Для детей подготовительной группы рекомендованы, например, музыкальные произведения:

●М. Глинка «Детская полька»

●С. Прокофьев «Марш»,

●В. Моцарт «Колыбельная»,

●П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская»,

●цикл «Времена года» А. Вивальди и др. Для развития слуха и голоса ребенка – исполнение русских народных песен.Хочу такой сайт

В программе также представлен примерный перечень произведений изобразительного искусства. Среди них: «Клубника», «Персики», «Сирень в корзине» П. Кончаловского; «Яблоки на красном фоне» Н.С. Петрова-Водкина, картины Ильи Репина и Исаака Левитана, Караваджо, Барбера и других.

В документе есть перечень анимационных и кинематографических произведений как российских, так и иностранных. Минпросвещения рекомендует их использовать в образовательном процессе как иллюстрации, а также для расширения кругозора детей и эмоционального опыта.

Структура ФОП

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, а также содержит в себе учебно-методические документы:

●федеральную рабочую программу образования;

●федеральную рабочую программу воспитания;

●программу коррекционно-развивающей работы;

●примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;

●федеральный календарный план воспитательной работы.

Рассмотрим структуру документа подробнее.

Целевой раздел включает в себя:

1. Пояснительную записку. В ней отражены цели и задачи ФОП ДО.

ЦЕЛЬ - всестороннее развитие ребенка и его воспитание в период дошкольного детства. Акцент в формулировке цели сделан на духовнонравственных ценностях, исторических и национально-культурных традициях.

ЗАДАЧИ - обеспечить единые для РФ содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения ОП ДО. Еще одна из задач - обеспечить динамику развития э социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

2. Планируемые результаты, которые представленные в виде целевых ориентиров. Они изложены по-новому в сравнении с ПООП.

3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов. В предыдущей программе акцент был в развивающем оценивании качества образовательной деятельности.

Содержательный раздел. Включает в себя 3 части:

●Федеральную рабочую программу образования;

●Федеральную рабочую программу воспитания;

●программу коррекционно-развивающей работы.

Рабочей программы образования ранее не было в ПООП. Это новый раздел. Он состоит из пояснительной записки, описания задач и содержания образования, а также примерного списка литературных, музыкальных, художественных и кинематографических произведений для реализации программы.

В федеральной рабочей программе описывают задачи и содержание образования по образовательным областям для воспитанников разных возрастов от рождения до 7-8 лет.

Федеральная рабочая программа воспитания в ФОП ДО дублирует текст Примерной программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (примерная рабочая программа воспитания от 01.07.2021 № 2/21).

По своей структуре она состоит из 4 частей:

●пояснительной записки, где представлены основные сведения о программе и разъясняются термины и понятия

●целевого раздела, в котором изложены цели и задачи реализации программы, требования к планируемым результатам освоения рабочей программы воспитания;

●содержательного, где представлено содержание воспитательной работы, особенности ее реализации;

●организационного - в нем представлены требования к условиям реализации программы воспитания: кадровым, нормативно-методическим, финансовым и другим ресурсам.

В программу коррекционно-развивающей работы входит:

● план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;

● рабочие программы коррекционно-развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями.

Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям:

● диагностическое,

● коррекционно-развивающее,

● консультативное,

● информационно-просветительское.

Организационный раздел ФОП ДО описывает условия реализации программы. Список значительно сократили в сравнении с ПООП. Было 5 групп условий, осталось только 2: психолого-педагогические и кадровые. Исключили организацию РППС, материально-техническое обеспечение и финансовые условия. Также появился Федеральный календарный план воспитательной работы. В ПООП его не было.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.pdf (скачать) (посмотреть)
ФГОС ДО с изменениями.pdf (скачать) (посмотреть)
МЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».