Положение об образовательных потребностей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Василинка»
__________________________________________________________________
_
623733, Свердловская область, Режевской район, с. Останино, ул. Останино, д.2б
ИНН/КПП6628009856/667701001, ОГРН 10266016892212
эл. почта: 35vasilinka@mail.ru

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 35»
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Председатель__________ Е.Ю.Воронова

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 35»
Приказ №_____ от 31 августа 2023г.
_________М.Н.Ануфриева

ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей) в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 35 «Василинка»
(МБДОУ «Детский сад № 35)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение об изучении образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей) (далее - Положение) Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35 «Василинка» (далее – ДОУ)
разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. с изменениями на 29 декабря 2022 года;
Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17
октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования», Уставом ДОУ.

1.2. Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных
потребностей и запросов (обучающихся) воспитанников ДОУ и их родителей (законных
представителей) для реализации на этой основе федерального государственного образовательного
стандарта.
1.3. Под образовательными потребностями и запросами воспитанников и родителей
(законных представителей) следует понимать ожидания, связанные с образовательной
деятельностью детей адресованному конкретному субъекту. Под субъектом можно рассматривать
как отдельного человека (педагога), так и все ДОУ.
1.4. Образовательные потребности и запросы воспитанников и родителей удовлетворяются
через выбор ими различных направлений, образовательных областей, парциальных и иных
программ и/или созданных ими самостоятельно.
1.5. Образовательные потребности могут быть ориентированы на:
 специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
 выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
 сложившиеся традиции ДОУ или группы.
1.6. Изучение образовательных запросов воспитанников и их родителей
(законных представителей):

дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка и
программу деятельности отдельного педагога или ДОУ в целом;

способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного
процесса;

позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;

помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а также
характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;

 дает возможность ДОУ учитывать семью как ресурс для совместного развития.
 дает возможность обеспечить государственные гарантии доступности и равных
возможностей получения полноценного образования для всех граждан;
 способствует достижению нового, современного качества дошкольного образования;
 позволяет обеспечить развитие дошкольного образования как открытой государственной
общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса –
воспитанника, педагога, родителя (законного представителя) воспитанников.
1.7. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) являются:

педагогические работники;

воспитанники и их родители (законные представители);

педагогический совет

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ
ВОСПИТАННИКОВ И ИХ
РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

2.1. Целями изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и
родителей (законных представителей) являются:

получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и
запросов, воспитанников и их родителей (законных представителей), тенденциях его изменений и
их причинах;

обоснованное формирование части, формируемой участниками образовательных
отношений;

принятие своевременных управленческих решений администрацией ДОУ;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии решений, связанных с образованием в ДОУ.
2.2. Задачами изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) являются:
 определение критериев изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников
и их родителей (законных представителей);
 разработка методик изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и
их родителей (законных представителей), соответствующих каждому дошкольному возрасту;

 изучение образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных
представителей) на предстоящий учебный год; анализ результатов изучения образовательных
потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей);
 определение возможностей ДОУ в реализации потребностей воспитанников и их родителей
(законных представителей);
 выявление степени удовлетворенности родителей (законных представителей)
деятельностью ДОУ.
3. МЕХАНИЗМ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ
ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

3.1. При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей педагогический коллектив исходит из того, что:
3.1.1. Процессы согласования потребностей и запросов воспитанников и их родителей с
возможностями ДОУ в их реализации на уровне дошкольного образования. В качестве субъекта
образовательных потребностей семьи выступают только родители (законные представители)
воспитанников.
3.2. Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей
и запросов воспитанников и их родителей является:
 определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы ДОУ;
 выявление личностных запросов каждого воспитанника и его родителя (законного
представителя) в каждой группе;
 учет сформированных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей) к содержанию и качеству образования при реализации федерального
государственного образовательного стандарта;
 приведение образовательной системы ДОУ в соответствие личностным запросам
посредством преобразования учебных планов, реализации соответствующих парциальных
программ.
3.3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) и включает в себя:
3.3.1.Мониторинг образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей
(законных представителей) с использование анкетирования и устных форм общения;
3.3.2. Анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей);

3.3.3. Собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и запросов;
3.3.4. Выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке
рекомендаций для согласования деятельности участников образовательного процесса.
3.4. Деятельность педагогического коллектива ДОУ в рамках изучения образовательных
потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласования
последующих действий по организации функционирования образовательной системы ДОУ с
учетом этих потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года по
алгоритму (Приложение 1).

Приложение 1
Алгоритм изучения образовательных потребностей воспитанников и их родителей
(законных представителей)
Содержание деятельности

Участники
Форма изучения
образовательны
х отношений

Ответственный

I. Прогностический этап
1.Выявление образовательных
потребностей
и
запросов
воспитанников и их родителей
(законных представителей)
Наблюдение
за Старший
потребности воспитанников и Воспитанники, интересами
детей, воспитатель
родителей
в
выборе родители
Анкетирование
образовательных областей
(законные
родителей
представители)
выбор парциальных программ, педагоги
Беседы с педагогами
отражающие
аспекты
образовательных областей
распределение
часов педагоги
Собеседование
с Старший
компонента образовательного
педагогами
воспитатель
учреждения
и
части
формируемой
участниками
образовательных отношений
удовлетворенность
родителей
Родители
Анкетирование
Старший
(законных
представителей)
(законные
родителей
воспитатель
образовательным процессом
представители)
развитие творческих способно Педагоги
Анкетирование
Старший
стей и интересов через участие ввоспитанники
учащихся,
воспитатель
конкурсах, олимпиадах, научно
родителей,
исследовательской
составление
деятельности,
выставках,
рейтинга участия
смотрах,
физкультурноспортивных мероприятиях
2.Формирование
образовательных услуг:
2.1. Разработка учебного плана Педагоги,
Беседа,
Старший
родители
анкетирование
воспитатель
(законные
представители)
II. Организационный этап
Июнь-август
1. Информирование родителей Родители
Сайт
ДОУ, Старший
(законных представителей) о (законные
Родительские
воспитатель,
возможностях ДОУ
представители) собрания
педагоги
2.Утверждение образовательной
программы

педагоги

3. Утверждение учебного плана

педагоги

4.
Утверждение
рабочих
педагоги
программ
III. Практический этап
Сентябрь-май
1. Реализация образовательной Воспитанники,
родители
программы
(законные

Педагогический
совет
Педагогический
совет

Заведующий
Заведующий

Педагогический Заведующий
совет
Наблюдение,
просмотры,
совещания,

Старший
воспитатель

представители),
педагоги
2.
Реализация
программ.

рабочих

педагоги

3. Анализ эффективности и Воспитанники,
результативности используемых родители
программ.
(законные
представители),
педагоги

анкетирование
Педагогические
Старший
советы,
воспитатель
методические
объединения
Педагогические
Заведующий
советы, совещания Старший
при руководителе
воспитатель

Приложение 2
Анкета для родителей
Цель: получить от родителей будущих воспитанников информацию об интересах и увлечениях
детей, необходимую для проектирования системы дополнительного образования Вашего ребенка в
ДОУ.
Ход проведения. На организуемом в ДОУ родителей будущих воспитанников администрация
учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:
Анкета
Уважаемый родитель! Жизнь в детском саду – это не только занятия, но и интересные,
увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно
адаптировался к жизни в учреждении, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на
следующие вопросы:
1. Что интересует Вашего ребенка больше всего?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:
- да;
- нет.
Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование
учреждения, где проходят занятия
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Какое занятие доставляет ему наибольшую радость?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Что может его огорчить?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Назовите любимую игру Вашего ребенка?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Чем увлекаются члены Вашей семьи?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Приложение 3
Анкета для родителей (законных представителей)
(анкета используется в целях обследования мнения родителей (законных представителей) о
качестве образовательной деятельности ДОУ)
Просим внимательно отнестись к анкетированию и внимательно ответить на вопросы. Анкета
является анонимной. Указывать свое имя, Ваши личные данные не требуется. Ваше мнение нам
очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
1. Открытость и доступность информации, размещенной на официальном сайте.
Полнота и актуальность информации об организации и ее деятельности.
Выберите один из вариантов ответа:
- неудовлетворительно, не устраивает (информация отсутствует);
- плохо, не соответствует минимальным требованиям (информация представлена не
полностью, не структурирована, не актуальна);
- удовлетворительно, но со значительными недостатками (информация представлена
полностью, плохо структурирована, не актуальна);
- в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (информация представлена
полностью, хорошо структурирована, частично не актуальна);
- отлично, полностью удовлетворен(а) (информация размещена полностью, хорошо
структурирована, актуальна);
Наличие сведений о педагогических работниках организации.
Выберите один из вариантов ответа:
- неудовлетворительно, не устраивает (информация отсутствует);
- плохо, не соответствует минимальным требованиям (информация представлена не
полностью);
- удовлетворительно, но со значительными недостатками (информация представлена
полностью, но со значительными недостатками);
- в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (информация представлена
полностью, за исключением незначительных недостатков);
- отлично, полностью удовлетворен(а) (информация размещена полностью, размещена
актуальная информация);
Доступность взаимодействия родителей (законных представителей) с руководством,
педагогами ДОУ по телефону, по электронной почте, в том числе наличие возможности
внесения предложений, направленных на улучшение работы организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает (взаимодействие с участниками образовательного
процесса не обеспечено);
o
в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (взаимодействие между
участниками образовательных отношений возможно по телефону, налажено взаимодействие по
электронной почте);
отлично, полностью удовлетворен(а) (обеспеченно взаимодействие между участниками
образовательных отношений по телефону, налажено взаимодействие по электронной почте,
обеспечена возможность проведения опросов (анкетирования) с целью изучения мнений и
получения предложений по разным направлениям деятельности образовательной организации).

2. Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Материально-техническое и информационное обеспечение организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает
o
удовлетворительно, но со значительными недостатками
o
отлично, полностью удовлетворен(а)
Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации
питания воспитанников.
Оцените условия для охраны и укрепления здоровья:
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы - (отсутствует
спортивный зал и спортивные площадки);
o
удовлетворительно, но со значительными недостатками (организация имеет только
физкультурный зал);
o
отлично, полностью удовлетворен(а) (организация оборудована всеми необходимыми
спортивными сооружениями (спортзал, стадион и пр.);
Условия по организации питания воспитанников:
Выберите один из вариантов ответа:
o

неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы )

o

отлично, полностью удовлетворен(а)

Наличие дополнительных образовательных программ.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает (дополнительные образовательные программы
отсутствуют);
o
плохо, не соответствует минимальным
дополнительная образовательная программа);

требованиям

o
удовлетворительно,
но
со
значительными
дополнительных образовательных программа);

(реализуется

недостатками

всего

(реализуется

1
2

o
в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (реализуются 3
дополнительные образовательные программы);
o
отлично, полностью
образовательных программ).

удовлетворен(а)

(реализуются

более

3

дополнительных

Наличие возможности развития творческих способностей и интересов воспитанников,
включая их участие в выставках, смотрах, спортивных мероприятиях, и других массовых
мероприятиях.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает;(условия для развития творческих способностей не
предоставлены);
o

плохо, не соответствует минимальным требованиям;

o
удовлетворительно (предоставлены условия для участия воспитанников только в
спортивных и творческих мероприятиях, только на муниципальном уровне)
o
отлично, полностью удовлетворен(а) (предоставлены все условия для участия
воспитанников в мероприятиях разной направленности на муниципальном, региональном и
всероссийском уровнях).

Наличие возможности оказания психолого-педагогической помощи:
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает (Отсутствуют условия для оказания психологопедагогической помощи);
o

удовлетворительно, но со значительными недостатками

o
отлично, полностью удовлетворен(а) (имеется возможность качественно оказывать
психолого- педагогическую помощь).
o
3. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников.
Доброжелательность и вежливость работников.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает;
o

удовлетворительно;

o

в целом хорошо, но есть недостатки;

o

полностью устраивает.

Компетентность работников.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает;
o

удовлетворительно;

o

в целом хорошо, но есть недостатки;

o

полностью устраивает.

4. Общее удовлетворение качеством образовательной деятельности организации.
Удовлетворение материально-техническим обеспечением организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает;
o

удовлетворительно;

o

в целом хорошо, но есть недостатки

o

полностью устраивает

Удовлетворение качеством предоставляемых образовательных услуг.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает;
o

удовлетворительно;

o

в целом хорошо, но есть недостатки;

o

полностью устраивает.

Готовность рекомендовать организацию родственникам и знакомым.
Выберите один из вариантов ответа:
o
неудовлетворительно, не устраивает;
o

удовлетворительно;

o

в целом хорошо, но есть недостатки;

o

полностью устраивает

Приложение 4
Уважаемые родители!
Администрация детского сада просит Вас заполнить анкету, ответить на
вопросы, которые позволят адаптировать работу учреждения к потребностям
ребёнка и изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в
вопросах сотрудничества с детским садом.
Анкета родителей
«Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества
детского сада и семьи»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие
- развитие нравственных качеств
- развитие умственных способностей
- развитие художественных способностей
- раннее обучение ребенка чтению, письму
- другое (что именно)
2. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то
через какие источники информации?
- у воспитателя
- у знакомых
- через специальную литературу
- в интернете
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов
детского сада?
- Информационную помощь
- диагностическую
- консультативную
- другую помощь (какую именно)
4. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов
детского сада?
- родительские собрания
- групповые дискуссии
- тематические консультации
- семинары-практикумы
- индивидуальные беседы и консультации
- информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт ДОУ
- тематические выставки, папки
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные
- посещение педагогами семьи
- другое (что именно)
5. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- о целях и задачах дошкольного образования
- о воспитательно-образовательных программах
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
- о дополнительных услугах

- об одежде ребенка
- о питании детей
- о гигиенических процедурах
- о психофизиологических особенностях ребенка
- об успехах ребенка
- об общении с ребёнком
- другое (что именно)
6. Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе?
- всегда
- иногда
- не вижу смысла на них смотреть
7. Ваш ребенок пользуется дополнительными услугами в ДОУ (какими):
- «Английский язык»
- Шахматы
8.Считаете ли Вы. Что у вашего ребёнка есть особые способности, таланты?
- затрудняюсь ответить
- нет
- да (какие)
9. Какое направление дошкольного образования Вы бы предпочли для своего
ребёнка? (не более 3-х пунктов)
- физическое развитие
- спортивная подготовка
- художественно-эстетическое направление
- интеллектуальное развитие
- эмоциональное развитие
- музыкальное развитие
- обучение иностранным языкам
- шахматы
- другое
10.
За какие дополнительные услуги ДОУ Вы готовы платить:
- физическая подготовка (спортивная секция)
- обучение английскому языку
- обучение игре в шахматы
- обучение хореографии
- обучение пению
- обучение рисованию
11 .Ваши пожелания и предложения.
Большое спасибо за помощь!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».