Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Василинка» (МБДОУ «Детский сад №35») Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35» ___________М.Н. Ануфриева Приказ № ___ от «___» ____2023 г. Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35 «Василинка» на 2023-2024 учебный год с. Останино Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «Детский сад № 35» на 2023 – 2024 учебный год Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по возрастным периодам обучения разных видов деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №35 (далее ОП ДО) по образовательным областям (структурным единицам), времени, отводимого на проведение занятий. Учебный план МБДОУ № 35 является частью ОП ДО, которая разработана в соответствии с ФОП ДО с учетом ФГОС ДО. Учебный план включает календарный учебный график, объём образовательной нагрузки, расписание образовательной деятельности, в которых выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, и составлен на основе нормативно-правовых документов: - Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ; - Приказ Министерства науки и образования РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об организации порядка и осуществления педагогической деятельности по образовательным программа дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Устав МБДОУ «Детский сад № 35»; - ОП МБДОУ «Детский сад № 35». Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В ДОУ функционирует 4 группы, из них: - 1 группа раннего возраста; - 3 группы дошкольного возраста. Образовательная деятельность МБДОУ № 35 направлена на развитие самостоятельности, инициативности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, формирование предпосылок учебной деятельности. Образовательный процесс в МБДОУ № 35 реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: в раннем возрасте (от 1,6 до 3 лет) – предметная деятельность, и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка) и восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин, двигательная активность; в дошкольном возрасте (3 года 7(8) лет) – игра, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении, на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Образовательная деятельность реализуется по образовательным областям (структурным единицам): Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Учебный план соответствует целям и задачам образовательной программы МБДОУ № 35. При разработке учебного плана учитывались принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); - принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда происходит объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»). Построение ОД на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В структуре учебного плана в соответствии с ФГОС ДО выделяется обязательная часть (60%) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. ОП МБДОУ «Детский сад № 35» составлена на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, в части формируемой участниками образовательных отношений (40%) разработана циклограмма, которая включает 12 событий и праздников, традиций и комплексно-тематический план. Для реализации 40% ЧФУОО используются программы: - «Дорогою добра» - программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко. В средней, старшей и подготовительной к школе группе один раз в неделю с сентября по май проводятся занятия по методическим пособиям программы «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко. - Программа по краеведению для детей детских дошкольных учреждений «Путешествие в музей» (Режевского исторического музея). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется в разных видах детской деятельности и культурных практик, реализуется через специально организованные занятия, в самостоятельной деятельности и в процессе режимных моментов. В рамках плана по взаимодействию с Режевским историческим музеем в старшей и подготовительной к школе группе проводятся музейные занятия в соответствии с планом. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом и в самостоятельной деятельности детей. Расписание занятий соответствует учебному плану ДОУ и нормативным требованиям: максимальная нагрузка выдерживается по всем уровням в условиях 10,5-часового рабочего дня и 5-ти дневной рабочей недели. Продолжительность занятий для детей: - для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 5 лет – не более 15-20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут. - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Общее количество времени недельной образовательной нагрузки составило: группа раннего возраста (1,6-3 года) – 100 минут разновозрастная средняя группа (3-5 лет) – 165/220 минут старшая группа (5-6 лет) – 325 минут подготовительная (6-7 лет) – 420 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В учебном плане соблюдается минимальное количество занятий и предельно допустимая нагрузка на изучение каждой образовательной области, которая определена в образовательной программе. Занятия с детьми во всех возрастных группах проводятся в первую половину дня, при необходимости в старшей и подготовительной группе одно занятие может проходить во вторую половину дня. Расписание занятий и учебный план включают образовательную деятельность, направленную на решение задач как обязательной части ОП ДО, так и части, формируемой участниками образовательных отношений. Занятия с высокой умственной нагрузкой проводятся в середине недели (вторник, среда) с учетом динамики работоспособности детей. Использование интегрированных занятий позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. При регулировании нагрузки учитываются индивидуальные особенности воспитанников и ОП ДО детского сада. Один раз в неделю во всех возрастных группах проводятся занятия по развивающим центрам (ФЦКМ) с привлечением младшего воспитателя, родителей воспитанников или специалистов ДОУ. Обеспечение целостности образовательного процесса возможно при условии рационального сочетания занятий, образовательной деятельности в режимных моментах с дополнительным образованием во второй половине дня. Педагогам предоставляется право варьировать место проведения разнообразных видов деятельности, интегрируя содержание различных образовательных областей в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых мероприятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом. Заключение Учебный план является обязательным к исполнению для всех педагогических работников и специалистов ДОУ.