Пояснительная записка к учебному плану 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Василинка»
(МБДОУ «Детский сад №35»)

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 35»
___________М.Н. Ануфриева
Приказ № ___ от «___» ____2023 г.

Пояснительная записка к учебному плану
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 35 «Василинка»
на 2023-2024 учебный год

с. Останино

Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «Детский сад № 35» на 2023 – 2024 учебный год
Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
возрастным периодам обучения разных видов деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №35
(далее ОП ДО) по образовательным областям (структурным единицам), времени, отводимого на проведение занятий. Учебный план МБДОУ №
35 является частью ОП ДО, которая разработана в соответствии с ФОП ДО с учетом ФГОС ДО. Учебный план включает календарный учебный
график, объём образовательной нагрузки, расписание образовательной деятельности, в которых выделяются обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений, и составлен на основе нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ;
- Приказ Министерства науки и образования РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об организации порядка и осуществления педагогической
деятельности по образовательным программа дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г.,
регистрационный № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 35»;
- ОП МБДОУ «Детский сад № 35».
Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного
времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
В ДОУ функционирует 4 группы, из них:
- 1 группа раннего возраста;
- 3 группы дошкольного возраста.
Образовательная деятельность МБДОУ № 35 направлена на развитие самостоятельности, инициативности, познавательной и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка
к миру, формирование предпосылок учебной деятельности.
Образовательный процесс в МБДОУ № 35 реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: в раннем возрасте (от 1,6 до 3 лет)
– предметная деятельность, и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка) и восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин, двигательная активность; в
дошкольном возрасте (3 года 7(8) лет) – игра, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр, коммуникативная (общение

и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира,
экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд
(в помещении, на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Образовательная деятельность реализуется по образовательным областям (структурным единицам):
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Учебный план соответствует целям и задачам образовательной программы МБДОУ № 35.
При разработке учебного плана учитывались принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда происходит объединение комплекса различных видов
детской деятельности вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные
явления в природе», «праздники», «традиции»).
Построение ОД на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования.
В структуре учебного плана в соответствии с ФГОС ДО выделяется обязательная часть (60%) и часть, формируемая участниками
образовательных отношений (40%). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
Стандарта.
ОП МБДОУ «Детский сад № 35» составлена на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, в части
формируемой участниками образовательных отношений (40%) разработана циклограмма, которая включает 12 событий и праздников, традиций
и комплексно-тематический план.
Для реализации 40% ЧФУОО используются программы:
- «Дорогою добра» - программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко.
В средней, старшей и подготовительной к школе группе один раз в неделю с сентября по май проводятся занятия по методическим пособиям
программы «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко.
- Программа по краеведению для детей детских дошкольных учреждений «Путешествие в музей» (Режевского исторического музея).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется в разных видах детской деятельности и культурных практик,
реализуется через специально организованные занятия, в самостоятельной деятельности и в процессе режимных моментов. В рамках плана по
взаимодействию с Режевским историческим музеем в старшей и подготовительной к школе группе проводятся музейные занятия в соответствии
с планом.
Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом и в самостоятельной
деятельности детей.

Расписание занятий соответствует учебному плану ДОУ и нормативным требованиям: максимальная нагрузка выдерживается по всем
уровням в условиях 10,5-часового рабочего дня и 5-ти дневной рабочей недели.
Продолжительность занятий для детей:
- для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 3 до 5 лет – не более 15-20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут.
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Общее количество времени недельной образовательной нагрузки составило:
группа раннего возраста (1,6-3 года) – 100 минут
разновозрастная средняя группа (3-5 лет) – 165/220 минут
старшая группа (5-6 лет) – 325 минут
подготовительная (6-7 лет) – 420 минут
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40
минут соответственно, в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
В учебном плане соблюдается минимальное количество занятий и предельно допустимая нагрузка на изучение каждой образовательной
области, которая определена в образовательной программе.
Занятия с детьми во всех возрастных группах проводятся в первую половину дня, при необходимости в старшей и подготовительной
группе одно занятие может проходить во вторую половину дня. Расписание занятий и учебный план включают образовательную деятельность,
направленную на решение задач как обязательной части ОП ДО, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Занятия с высокой умственной нагрузкой проводятся в середине недели (вторник, среда) с учетом динамики работоспособности детей.
Использование интегрированных занятий позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. При регулировании
нагрузки учитываются индивидуальные особенности воспитанников и ОП ДО детского сада. Один раз в неделю во всех возрастных группах
проводятся занятия по развивающим центрам (ФЦКМ) с привлечением младшего воспитателя, родителей воспитанников или специалистов ДОУ.
Обеспечение целостности образовательного процесса возможно при условии рационального сочетания занятий, образовательной
деятельности в режимных моментах с дополнительным образованием во второй половине дня.
Педагогам предоставляется право варьировать место проведения разнообразных видов деятельности, интегрируя содержание различных
образовательных областей в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания.
Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых мероприятий, осуществляя совместное планирование,
обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.
Заключение
Учебный план является обязательным к исполнению для всех педагогических работников и специалистов ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».