УТВЕРЖДЕНО: Заведующим МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» _____________ М.Н. Ануфриева «31» августа 2021 г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» Протокол № ___ от «31» августа 2021 г. Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» с. Останино на 2021-2022 учебный год 2021 г. Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» I. Образовательный план составлен в соответствии с требованиями нормативных документов: Учебный план является локальным нормативным актом, раскрывающий специфику образовательной деятельности (далее ОД) ДОУ, устанавливающий перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Учебный план Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 35 «Василинка» на 2021-2022 учебный год составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом от 29.12.2015 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 18.12.2020 г.; - Примерной образовательной программой дошкольного образования; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)». Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003 г.; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.10. №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; - «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования.» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — издание шестое (инновационное), испр. и доп.— м.: Мозаика-синтез, 2020. - Устав МКДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» - Образовательной программой МБДОУ II. Приоритетное направление Приоритетное направление МБДОУ «Детский сад №35 «Василинка»: развивать систему управления процессом взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию речевого и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. III. Цели и задачи деятельности по реализации образовательного плана Образовательный план соответствует целям и задачам примерной основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка». Цель: Внедрение рабочей программы воспитания в образовательный процесс ДОО для повышения качества дошкольного образования в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Задачи: 1. Начать работу по внедрению рабочей программы воспитания в образовательный процесс ДОО. 2. Продолжить работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого и художественно-эстетического развития дошкольников с использованием современных образовательных технологий и различных форм взаимодействия с родителями. 3. Внедрить STEM-технологию в работе с детьми как инновационный подход к развитию предпосылок научнотехнического творчества у дошкольников. Содержание образования ДОУ сформировано в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Принципы и подходы: Принципы организации образовательной деятельности определяются ФГОС ДО (п.1.2) и примерной основной образовательной программой дошкольного образования: Принцип поддержки разнообразия детства предполагает многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов, особенно ярко проявляющихся в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития. Принцип позитивной социализации ребенка предполагает, освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. Принцип личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу, диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. Принцип сотрудничества Организации с семьей предполагает разнообразные формы как в содержательном, так и в организационном планах, сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе знать условия жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Принцип сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников. Принцип Индивидуализации дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка. Принцип Возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. Принцип Развивающего вариативного образования предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. Принцип Полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста. Принцип Инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда происходит объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»). Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Учебный год начинается со 1 сентября 2021 г. и заканчивается 31 мая 2022 г. в группах для детей дошкольного возраста. Продолжительность учебного года 38 недель. В группах для детей дошкольного возраста организуется организованная образовательная деятельность эстетически-оздоровительного цикла на летний период (с 1.06.2022 г. – 31.08.2022 г.) Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет не более 10,5 часов с 7.00 до 17.30. Образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. В 2021-2022 г. в МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» функционирует 4 группы с учетом возраста детей. Ранний возраст: Группа детей раннего возраста (1,6-3 года) Группы дошкольного возраста: Младшая группа (3-4 лет) Средняя и старшая и группа (4-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности, соответственно возрасту детей: в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и дидактическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная деятельность. в дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (сюжетно – ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры ); коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми); познавательноисследовательская деятельность (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность ( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная ( овладение основными движениями) формы активности ребенка. Количество и продолжительность образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20): Для детей раннего возраста от 2 до 3 лет продолжительность организованной образовательной деятельности не превышает 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 -10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (Санитарноэпидемиологические правила СП 2.4.3648-20): для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на ООД проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами ОД не менее 10 минут. (Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20). Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления они сочетаются с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части не менее 60% от её общего объёма; часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%. В целях реализации ФГОС ДО содержание образования представлено образовательными областями: Физическое развитие (физическая культура, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни); Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие познавательноисследовательской деятельности); Речевое развитие (развитие речи, подготовка детей к обучению грамоте, художественная литература); Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности); Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование). Образовательную деятельность по физическому развитию осуществляет инструктор по физическому воспитанию совместно с воспитателем. ООД «Физическая культура» в помещении в дошкольных группах проходят 2 в неделю в физкультурно-музыкальном зале. На прогулке же организуются как часть прогулки в виде подвижных и спортивных игр, соревнований 1 раз в неделю на спортивном участке. Образовательную деятельность по музыке осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем. ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в период пребывания ими в детском саду. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов. ОД «Формирование основ безопасности» осуществляется в ходе режимных моментов в форме «минуток безопасности», ситуативных бесед ежедневно, с использованием учебного пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б. «Безопасность» и пособия Белой К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». ОД «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Конструирование» осуществляет воспитатель возрастной группы со всей группой детей, в группе раннего возраста «Рисование», «Конструирование» и «Лепка» проводятся по подгруппам. Виды деятельности «Самообслуживание и бытовой труд»; «Экспериментирование с материалами и веществами»; «игровая деятельность, разные виды игр» осуществляются в совместной деятельности взрослого с ребенком в утренний прием, вечернее время, на прогулке, в ходе режимных моментов. В части, формируемой участниками образовательных отношений: Осуществляется конструктивно-модельная деятельность осуществляется через реализацию программы кружка для детей старшего дошкольного возраста «ТИКО-мастера» (подготовительная к школе группа) с использованием программы И.В. Логиновой «ТИКО-МАСТЕРА» и «ЛЕГО-мастера» (старшая группа) на основе методических рекомендаций Е.В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду». Используется парциальная программа «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко, которая направлена на социальнокоммуникативное развитие и воспитание детей в возрасте от 3-х до 7 лет, через разделы «Человек среди людей», «Человек в истории». «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам. Для введения регионального и культурного компонентов используется программа «Самоцветы» в старшей и подготовительной группе 1 раз в неделю. Педагогами реализуется учебный план в организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов ежедневно (при проведении утренней гимнастики, гигиенических и закаливающих процедур, ситуативных бесед при проведении режимных моментов, чтении художественной литературы, дежурства, прогулок), самостоятельной деятельности детей (игра, действия с материалами и оборудованием предметно-пространственной среды). Уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Разработано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы. Одной теме уделяется не менее 1 недели. Тема отражается в подборе материалов в группе. Также совместно с субъектами образовательных отношений по темам недель осуществляется проектная деятельность. Один раз в месяц осуществляется взаимодействие с Режевским историческим музеем в соответствии с комплекснотематическим планом. Всего в 2021-2022 учебном году запланировано провести 16 музейных занятий в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Количество музейных занятий в старшей группе – 8 занятий, в подготовительной к школе группе – 8 занятий. В случае возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки учебный план реализуется через введение дистанционной формы обучения дошкольников. Для этого на сайте образовательной организации создан раздел «Дистанционное обучение», в котором для каждой возрастной группы будут ежедневно размещаться рекомендации для родителей по проведению развивающих занятий с детьми на дому в соответствии с комплексно-тематическим и перспективным планированием по всем образовательным областям. Через социальные сети педагоги будут информировать родителей о том, чем можно позаниматься с ребёнком в период самоизоляции (какие художественные произведения прочитать, познавательные мультфильмы посмотреть, какие опыты, игры, занимательные занятия провести). Ежедневная организация жизни и деятельности дошкольного возраста: На основании внедрения в действия Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 18.12.2020 г.: Продолжительность прогулки составляет 3-4 часа ежедневно. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой в соответствии с режимом дня ДОУ. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 обеденный сон должен длиться 2-3 часа с учетом возраста детей: Ранний возраст (от 1,5 до 3лет) – 3 часа Младший и средний возраст – 2,5 часа Старший возраст (5-7 лет) – 2 часа в соответствии с режимом дня ДОУ.