Пояснительная записка к уч. плану ДОУ 35 Василинка 2021-2022

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующим МБДОУ
«Детский сад № 35 «Василинка»
_____________ М.Н. Ануфриева
«31» августа 2021 г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 35
«Василинка»
Протокол № ___
от «31» августа 2021 г.

Пояснительная записка к учебному плану
МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка»
с. Останино
на 2021-2022 учебный год

2021 г.

Пояснительная записка
к учебному плану МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка»
I.

Образовательный план составлен в соответствии с требованиями нормативных документов:

Учебный план является локальным нормативным актом, раскрывающий специфику образовательной деятельности
(далее ОД) ДОУ, устанавливающий перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на
проведение образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции.
Учебный план Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 35
«Василинка» на 2021-2022 учебный год составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2015 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 18.12.2020 г.;
- Примерной образовательной программой дошкольного образования;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;
- «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)». Утверждена Федеральным
координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003 г.;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.10. №03-248 «О разработке основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования.» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — издание шестое (инновационное), испр. и доп.— м.: Мозаика-синтез, 2020.
- Устав МКДОУ «Детский сад № 35 «Василинка»
- Образовательной программой МБДОУ

II. Приоритетное направление
Приоритетное направление МБДОУ «Детский сад №35 «Василинка»: развивать систему управления процессом
взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию речевого и художественно-эстетического
развития детей дошкольного возраста.
III. Цели и задачи деятельности по реализации образовательного плана
Образовательный план соответствует целям и задачам примерной основной образовательной программы МБДОУ «Детский
сад № 35 «Василинка».
Цель: Внедрение рабочей программы воспитания в образовательный процесс ДОО для повышения качества
дошкольного образования в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
1. Начать работу по внедрению рабочей программы воспитания в образовательный процесс ДОО.
2. Продолжить работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого и
художественно-эстетического развития дошкольников с использованием современных образовательных технологий и
различных форм взаимодействия с родителями.
3. Внедрить STEM-технологию в работе с детьми как инновационный подход к развитию предпосылок научнотехнического творчества у дошкольников.
Содержание образования ДОУ сформировано в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Примерной основной образовательной
программой дошкольного образования.
Принципы и подходы:
Принципы организации образовательной деятельности определяются ФГОС ДО (п.1.2) и примерной основной
образовательной программой дошкольного образования:
 Принцип поддержки разнообразия детства предполагает многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения,
жизненных укладов, особенно ярко проявляющихся в условиях Российской Федерации – государства с огромной
территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы.











Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в
этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно
взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений,
мнений и способов их выражения.
Принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит
с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение
(амплификацию) детского развития.
Принцип позитивной социализации ребенка предполагает, освоение ребенком культурных норм, средств и способов
деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества,
государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание
предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
Принцип личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает
базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие
личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития
ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений, предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей,
так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в
ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу,
диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется
возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на
себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
Принцип сотрудничества Организации с семьей предполагает разнообразные формы как в содержательном, так и в
организационном планах, сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных









ценностей и традиций, их учет в образовательной работе знать условия жизни ребенка в семье, понимать проблемы,
уважать ценности и традиции семей воспитанников.
Принцип сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами,
которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и
вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Организация
устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые
могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным
традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного
края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников.
Принцип Индивидуализации дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности,
которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной
траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его
интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы
регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в
сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания
на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
Принцип Возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного
образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской
деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития,
которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и
соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и
склонности.
Принцип Развивающего вариативного образования предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку
через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и
совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает
работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

 Принцип Полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей предполагает всестороннее
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей
посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что
каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели
школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с
познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с
другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и
дошкольного возраста.
 Принцип Инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать
свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном
мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных,
географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их
особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
 Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда происходит объединение комплекса
различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты»,
«тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»).
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов.
Учебный год начинается со 1 сентября 2021 г. и заканчивается 31 мая 2022 г. в группах для детей дошкольного возраста.
Продолжительность учебного года 38 недель. В группах для детей дошкольного возраста организуется организованная
образовательная деятельность эстетически-оздоровительного цикла на летний период (с 1.06.2022 г. – 31.08.2022 г.)
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет
не более 10,5 часов с 7.00 до 17.30.
Образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
В 2021-2022 г. в МБДОУ «Детский сад № 35 «Василинка» функционирует 4 группы с учетом возраста детей.
Ранний возраст:
Группа детей раннего возраста (1,6-3 года)

Группы дошкольного возраста:
Младшая группа (3-4 лет)
Средняя и старшая и группа (4-6 лет)
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями
и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности, соответственно возрасту детей:

в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и дидактическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами; общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла музыки,
сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная деятельность.
 в дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (сюжетно – ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры );
коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и
другими детьми); познавательноисследовательская деятельность (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность ( восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах), двигательная ( овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Количество и продолжительность образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20):
 Для детей раннего возраста от 2 до 3 лет продолжительность организованной образовательной деятельности не превышает
10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 -10 минут).
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (Санитарноэпидемиологические правила СП 2.4.3648-20):
 для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,
 для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
 для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
 для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,

для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на ООД проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами ОД не менее 10
минут. (Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20).
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
организуется в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики
утомления они сочетаются с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое
развитие детей.
В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части не менее 60% от её общего объёма; часть,
формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%.
В целях реализации ФГОС ДО содержание образования представлено образовательными областями:
 Физическое развитие (физическая культура, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни);
 Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление
с миром природы, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие познавательноисследовательской деятельности);
 Речевое развитие (развитие речи, подготовка детей к обучению грамоте, художественная литература);
 Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и
сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности);
 Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, музыкальная деятельность, изобразительная
деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование).
Образовательную деятельность по физическому развитию осуществляет инструктор по физическому воспитанию
совместно с воспитателем. ООД «Физическая культура» в помещении в дошкольных группах проходят 2 в неделю в
физкультурно-музыкальном зале. На прогулке же организуются как часть прогулки в виде подвижных и спортивных игр,
соревнований 1 раз в неделю на спортивном участке.
Образовательную деятельность по музыке осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми и
самостоятельной деятельности детей в период пребывания ими в детском саду. На самостоятельную деятельность детей 3-7
лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов.


ОД «Формирование основ безопасности» осуществляется в ходе режимных моментов в форме «минуток безопасности»,
ситуативных бесед ежедневно, с использованием учебного пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б. «Безопасность» и пособия Белой К.Ю.
«Формирование основ безопасности у дошкольников».
ОД «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Конструирование» осуществляет воспитатель возрастной группы со всей
группой детей, в группе раннего возраста «Рисование», «Конструирование» и «Лепка» проводятся по подгруппам.
Виды деятельности «Самообслуживание и бытовой труд»; «Экспериментирование с материалами и веществами»;
«игровая деятельность, разные виды игр» осуществляются в совместной деятельности взрослого с ребенком в утренний
прием, вечернее время, на прогулке, в ходе режимных моментов.
В части, формируемой участниками образовательных отношений:
Осуществляется конструктивно-модельная деятельность осуществляется через реализацию программы кружка для
детей старшего дошкольного возраста «ТИКО-мастера» (подготовительная к школе группа) с использованием программы
И.В. Логиновой «ТИКО-МАСТЕРА» и «ЛЕГО-мастера» (старшая группа) на основе методических рекомендаций Е.В.
Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».
Используется парциальная программа «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко, которая направлена на социальнокоммуникативное развитие и воспитание детей в возрасте от 3-х до 7 лет, через разделы «Человек среди людей», «Человек в
истории». «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам.
Для введения регионального и культурного компонентов используется программа «Самоцветы» в старшей и
подготовительной группе 1 раз в неделю.
Педагогами реализуется учебный план в организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности
в ходе режимных моментов ежедневно (при проведении утренней гимнастики, гигиенических и закаливающих процедур,
ситуативных бесед при проведении режимных моментов, чтении художественной литературы, дежурства, прогулок),
самостоятельной деятельности детей (игра, действия с материалами и оборудованием предметно-пространственной среды).
Уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и
культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Разработано комплексно-тематическое
планирование для каждой возрастной группы. Одной теме уделяется не менее 1 недели. Тема отражается в подборе
материалов в группе.
Также совместно с субъектами образовательных отношений по темам недель осуществляется проектная деятельность.
Один раз в месяц осуществляется взаимодействие с Режевским историческим музеем в соответствии с комплекснотематическим планом. Всего в 2021-2022 учебном году запланировано провести 16 музейных занятий в соответствии с
комплексно-тематическим планированием. Количество музейных занятий в старшей группе – 8 занятий, в подготовительной к
школе группе – 8 занятий.

В случае возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки учебный план реализуется через введение
дистанционной формы обучения дошкольников. Для этого на сайте образовательной организации создан раздел
«Дистанционное обучение», в котором для каждой возрастной группы будут ежедневно размещаться рекомендации для
родителей по проведению развивающих занятий с детьми на дому в соответствии с комплексно-тематическим и
перспективным планированием по всем образовательным областям. Через социальные сети педагоги будут информировать
родителей о том, чем можно позаниматься с ребёнком в период самоизоляции (какие художественные произведения
прочитать, познавательные мультфильмы посмотреть, какие опыты, игры, занимательные занятия провести).
Ежедневная организация жизни и деятельности дошкольного возраста:
На основании внедрения в действия Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 18.12.2020 г.:
Продолжительность прогулки составляет 3-4 часа ежедневно. Продолжительность прогулки определяется дошкольной
образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую
половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой в соответствии с
режимом дня ДОУ.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 обеденный сон должен длиться 2-3 часа с
учетом возраста детей:
Ранний возраст (от 1,5 до 3лет) – 3 часа
Младший и средний возраст – 2,5 часа
Старший возраст (5-7 лет) – 2 часа в соответствии с режимом дня ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».